Ад — это другие
Бог не дает вам людей, которых вы хотите. Он дает вам людей, в которых вы нуждаетесь. Они причиняют вам боль, любят, учат вас, чтобы превратить вас в того, кем вы должны быть. Однажды я попала на антрепризный спектакль А.Мохова «За закрытой дверью» и была поражена простотой мысли, в которой отражено человеконенавистничество, которое каждый день обитает с нами рядом. Пьеса «За запертой дверью» Ж. П.Сартра представляет собой беседу трех персонажей в преисподней. Журналист Гарсэн, богачка Эстель и почтовая служащая Инэс попадают после смерти в закрытое помещение — Ад. При жизни Гарсэн жестоко обращался со своей женой и в решающих ситуациях вёл себя как трус; лесбиянка-интеллектуалка Инес отбила у своего кузена его подругу, — тот покончил собой, бросившись под поезд, а девушка с отчаянья отравила газом себя и Инэс; обольстительная Эстель убила своего ребёнка и довела до смерти возлюбленного. Все трое сознают, что находятся в Аду, и готовятся к худшему, но ожидаемые ими пытки и физические страдания не ощутимы, — только лёгкая жара. Каждый пытается выведать у других, за что они здесь оказались, при этом старается скрыть правду о себе. Очень скоро герои начинают понимать, что адские мучения как раз и заключаются в этой взаимной лжи. Они не могут ни уйти друг от друга, ни убить друг друга, так как уже мертвы. И эта «пытка ближним» будет длиться вечно…
Ад — это не пытки, жаровни, ухмыляющиеся черти, — Ад — это сами люди, охотно становящиеся самыми изощренными и изобретательными палачами своих соседей.
А разве не так? С рождения человек обязан кому-то или чему-то подчиняться — родителям, воспитателям, учителям, которые в некоторых случаях не столько добра, а приличную дозу зла, ненависти опрокидывают на совсем еще беззащитное дитя. Недавно прочитала интересное выражение: в первую половину нашей жизни над нами издеваются родители и учителя, во вторую — нерадивые начальники и боссы.
Получается, что, каждый из нас от рождения несет в себе “бациллу зла”, причем любой из нас – палач другого. Господи…какая это правда. Ошибки поколений передаются от родителей к детям под копирку — такой вечный бег по кругу. Говорят, что во времена Адама и Евы люди жили 200 лет. За это время хоть что-то можно успеть, а мы…? Получается умираем в младенчестве, как нашкодившие котята. Нет времени иправлять ошибки, не распорядился Бог отмерить побольше. И только у смертного одра будем оглядываться на свою так быстро пробежавшую жизнь, перекладывая вину в чем-то несложившимся или несостоявшимся опять же на других. Пьеса философская. Морфов неоднократно говорил и спрашивал: «А с вами разве никогда такого не случалось?«…сначала мы все добрые, любезные, потом проходит определенный отрезок времени и начинается «ад». Т.е. период первого знакомства и притирания проходит и начинается период человеконенавистничества, когда все раздражает в другом и хочется крикнуть-«ну почему ты такой?» А фраза «я тебя ненавижу» или «ты мне противен», «видеть тебя не могу«…как легко такое слетает с человеческих уст.
великолепное произведение Сартра! и единственное, что мне у него нравится)
Философское.
Я не осилила эту пьесу
бросила на середине, суть та понятна, люди находятся рядом и со временем перестают быть терпимыми и добрыми, надоедают друг другу, превращая отношения в ад.
Сам Морфов ( режиссер пьесы ) рассказывал так
представляете, что вы едете в поезде… сначала все такие вежливые, добрые. Едите день, два, три, четыре и тут то все начинается, наружу лезет недовольство, непонимание… А представляете, что ехать нужно в одном купе целый месяц 